В воспоминания о путешествии в Индию не получалось погрузиться полностью, и я поняла, почему: потому что Индия — это прежде всего люди. Очень отличающиеся от нас, живущие совсем другой жизнью, но — осознающие этот мир и себя в нём, и, возможно, более ясно, чем мы. С них и нужно начинать. Конечно, узнать и тем более познать чужую культуру и мышление за несколько недель невозможно, да и представления сильно будут варьироваться в зависимости и от рассказчика, и от воспринимающего его слова человека. И всё же, попробуем осознать то, что нам удалось услышать и увидеть. Немного личных впечатлений, не более того.
Читайте также: Индия: путешествие в сказку
Кстати, называть индийцев индусами неправильно. Индусами жителей Индии можно было называть тысячу лет назад. А сейчас это то же самое, что называть всех россиян православными. Индиец — это житель Индии, а индус — человек, исповедующий индуизм, и далеко не все индийцы являются индусами. (Впрочем, ведь и жителей России тоже называют русскими без разбора, а при слове россияне мне лично почему-то сразу вспоминается Ельцин.)
Ну вот, в терминах разобрались и индийцев индусами называть не будем. Какие же они, индийцы?
В самом начале хочется сказать о том, что в менталитете индийцев заложено, что человек пришел в этот мир с единственной целью быть счастливым, а всё остальное неважно. Так, надеюсь, подробности их жизни будут восприниматься через эту призму.
В Гоа, конечно, живут за счёт сферы услуг, поэтому (только ли?) все очень добродушные.
Если есть возможность, ходят босиком.
Индийцы как дети, обожают фотографироваться с белыми.
Говорят, к белокожим они относятся как к божествам. И даже на рекламных плакатах индианки обязательно имеют белоснежную кожу. (Куда уходит корнями стремление индийцев казаться светлее, понятно: человеку, имеющему светлую кожу, явно не приходится работать в поле, а значит, он не из простых людей; у нас же, что любопытно, всё наоборот: загорелый человек — тот, кто может позволить себе отдых под жарким солнцем тёплых стран.)
Бедных очень много, очень жалко их. Зачастую семьи едят только рис. Вот так — живя на море, даже не видят морепродуктов! Как-то раз мы шли из отеля на пляж и вопрос мальчишки-продавца «Щто ты сегодня ел?» вызвал у меня слёзы, которые пришлось сдержать.
Схожая ситуация была, когда мы стали дарить игрушки из киндеров детишкам (из России специально привезли несколько шоколадок и игрушки), доставая их из самого простенького полиэтиленового пакета, которые у нас в рулонах по 100 штук продаются, и девочки попросили: «А пакет?»
Немало удивлены мы были, когда увидели приехавших на экскурсию в Хампи школьников, в школьной форме, но… босиком. Во всяком случае, мальчики.
Многие не ходят в школу вообще, потому что работают. В семьях много детей, и бывает, что все дети, кроме одного, работают, чтобы оплатить этому одному высшее образование. Многие зарабатывают всего 25 долларов в месяц! Вот так дали официанту в кафе чаевые и нечаянно удвоили его дневной заработок.
Антонио, хозяин шека, в котором мы ежедневно обедали, показался нам человеком вполне обеспеченным и довольным жизнью.
У образованных есть хоть какой-то шанс, например, профессиональные массажисты за час зарабатывают в 20 раз больше, чем бедняки за день, так что вкладывать в образование и учиться искусству массажа 10 лет действительно имеет смысл (а какой чудесный это был массаж!). У водителей чаевые какие-никакие (по их меркам, очень даже неплохие).
Хочется надеяться, что и у местных артистов всё не так плохо.
Бедные же в основном ловят рыбу.
Очень многие держат магазинчики для туристов со всякими сувенирами, но там всё достаточно дешёвое, вряд ли на этом можно много заработать. С другой стороны, и мерки там иные. В основном мы делали покупки, чтобы помочь продавцам-индийцам. Желание им помочь боролось с нелюбовью приобретать и складировать ненужные вещи, к тому же, покупать порой было и правда нечего и приходилось руководствоваться принципом меньшей ненужности.
Самые бедные живут на улице в палатках, а так как права собственности на землю нет вообще, полиция периодически гоняет их с места на место.
Женщина за целый день работы на рисовом поле получает 40 рупий в день (около 30 рублей), чего едва хватает, чтобы день поесть рис одному человеку. А если нужно кормить детей? Мужчина получает рупий 100 в день за ту же работу. Во всём принцип антиавтоматизации производства: если всё будут делать машины, миллионы людей не смогут ежедневно зарабатывать даже эти деньги.
Большинство невысокие. И мужчины у них очень худенькие — ещё бы, на рисе-то.
Хотя экскурсовод говорила, что у женатых есть пузико, и я, пожалуй, впервые испытала радость, встретив слегка пузатого человека: значит, у него в жизни всё хорошо!
Небогатые женщины выглядят лет на 20 старше своего возраста. Общаешься, думаешь, ей лет 60-70, а ей 40! То ли большое количество детей их так состаривает, то ли труд, не знаю, но выглядят намного старше своих лет почти все. Многие женщины раздаются с замужеством. Возраст деторождения тоже сильно отличается от нашего: жене массажиста было 19 лет, и она уже была беременна вторым ребёнком. Самому массажисту было 28 лет, как и моему мужу, но выглядел он на много лет старше. Про меня же вообще подумал, что мне 18 (ну а что, детей у нас тогда ещё не было, сколько же мне ещё могло быть?).
Как оказалось, супругов зачастую подбирают родители. Замужние женщины — так как денег у них немного и возможности позволить себе обручальные кольца нет — ставят красную точку на лбу, делают пирсинг в носу, надевают кулон и простое кольцо на палец на ноге, и только замужние имеют право носить сари. Сари у них всевозможных цветов, очень красивые!
Богатые люди в Индии тоже есть, мы встречали их в нашем отеле. Конечно, их женщины выглядят совсем по-другому, такие ухоженные, современные.
Читайте также: Что из еды мы попробовали в Индии
В индуистских храмах очень пёстро и красочно, много цветов и всевозможных украшений.
Церемонии проводят порой и под открытым небом. Во всяком случае, в священном месте, Хампи.
Индуизм — религия для нас очень необычная. Это огромный — если не ошибаюсь, в несколько тысяч — пантеон богов, каждый из которых, в свою очередь, чем-то уникален, взять хотя бы бога с головой слона. Это словно сошедшие со страниц древних рукописей персонажи, принимающие участие в повседневной жизни обычных людей. Так, про изображение одного из них мальчик, имеющий небольшой магазинчик, сказал: «Мой друг Ганеш». Как человеку, посещающему индуистские храмы исключительно в ознакомительных целях, но соблюдающему принятые в них правила, мне очень не понравилась необходимость разуваться, несмотря на то, что для таких визитов в сумке лежала запасная пара носочков. Всё-таки гигиена прежде всего. А когда около храма течёт подозрительного вида вода, снимать босоножки и вовсе не хочется.
Я религии могу воспринимать исключительно с культурной и зрелищной точек зрения, и мне больше по душе буддизм, атмосферой которого я прониклась во Вьетнаме. Разжилась футболкой с Буддой. Знала бы, какого замечательного качества окажется индийский текстиль, затарила бы целый чемодан! С тех пор иногда заглядываю на выставки-продажи товаров из Индии, но — увы!
Отдельно хочется рассказать о правилах дорожного движения в Индии, которых, в общем-то, нет! Как нам объяснили, кто первый на перекрёстке посигналил, тот его первым и проедет. И ведь без аварий! И, что ещё более удивительно, даже без резких торможений, а на такси мы по Индии поездили немало. Гудки, как вы понимаете, раздаются непрерывно, и поначалу это здорово бросается в глаза, то есть в уши. Редкие происшествия на дорогах в Индии случаются, что логично, в основном с участием туристов, не привыкших к местной системе непрерывного коммуницирования за рулём.
Негромкое слово зависти хочется сказать об индийцевских зубах. Белоснежные! А знаете, чем они их чистят? Углём! Прямо из костра. Как-то раз мы немного доконали нашего хорошего знакомого, и он показал нам процесс. Как европейцы, вынужденные регулярно тратить на стоматологию энные суммы, можем только восхититься!
Коровы (не только священный вид) и свиньи в Индии спокойно разгуливают по улицам, ничейные, и отдыхают на пляже. Удивляюсь, почему их на мясо не половят. А священных коров не просто не доят — каждый встретивший её верующий обязан её накормить. В общем, везёт коровам в Индии. В отличие от многих, на наш взгляд, людей…
Этот абзац особо чувствительным лучше не читать. На фото ниже озеро, куда погружают прах покойников, там же купаются и стирают. Долго на него смотреть, конечно, тяжело.
Как лингвист, я, конечно, не могу обойти стороной языковой вопрос. Основным языком является хинди, и владелец местного кафе даже показывал нам по моей просьбе написание некоторых букв. Но каждый, кто так или иначе связан со сферой обслуживания, владеет английским на очень и очень приличном уровне. На пляже мы разговорились с женщиной, продававшей там платья. На мой вопрос, где она учила язык, она ответила, что нигде, — сам выучился за два года работы на пляже. Вдумайтесь, многие из нас начинают учить английский ещё в раннем детстве, потом десять лет учат в школе, потом в университете. Но все ли прошедшие этот путь могут похвастаться хорошим знанием языка или хотя бы способностью поддержать непринужденную беседу? Произношение, что совсем огорчает, у индийцев тоже значительно лучше нашего отечественного. Похоже, самый действенный способ — столкнуться с необходимостью выучить язык. Всё как в старые добрые времена, когда корабль причаливал в порту незнакомой страны, люди сходили с него — и вот она, языковая среда, практикуйся не хочу!
В поездке мы узнали немало замечательных людей! С особенным теплом вспоминается семейная пара музыкантов. Потрясающий вокал этой женщины звучит в голове до сих пор!
А купленный у них среди прочего сувенир пережил даже младенческие годы сына, будучи спрятанным подальше от хватательных ручек и любопытных зубок, и до сих пор радует нас и согревает лучами индийского солнца.
Понимаю тех, кто влюбляется в Индию раз и навсегда. На одной из плантаций специй мы встретили русскую женщину-гида, которая переехала в Индию и вышла здесь замуж. Кто-то из туристов даже не обращает внимания на особенности образа жизни малообеспеченных местных жителей, в том числе на грязь (а ведь она, согласитесь, уже не от бедности), говоря, что это такая фишка. Мне же было бы гораздо приятнее отдыхать, не чувствуя постоянно такого разительного контраста с местным населением. И всё же много новых мыслей о жизни и мироздании из Индии было привезено, а само путешествие немало нас обогатило!
Читайте также: Индия: путешествие в сказку
С вами была Яна, мама в Интернете.
Да-а-а, все же Индия — страна контрастов! Спасибо за интересный рассказ и фотографии.
У моей знакомой дочка лет 15 тому назад вышла замуж за индийца (чуть не написала по привычке «индуса» ). Честно, не знаю, как ей там живется, но уже её сын живет с бабушкой и дедом и ходит в школу у нас в РБ.
Спасибо за отзыв!
На многое начинаешь смотреть по-новому, насмотревшись на эти контрасты. Как ни странно, но и у индийцев нам есть чему поучиться. Хотя мысль быть благодарным за то, что имеешь, приходит, наверное, первой.
Очень интересная статья! Тоже была в Индии, правда очень давно, но зато поездили по ней с мужем «дикарями» и всякого повидали. Впечатления остались на всю жизнь!
Вот это да! Потрясающий, должно быть, опыт!