Какие они, индийцы?


В воспоминания о путешествии в Индию не получалось погрузиться полностью, и я поняла, почему: потому что Индия — это прежде всего люди. Очень отличающиеся от нас, живущие совсем другой жизнью, но — осознающие этот мир и себя в нём, и, возможно, более ясно, чем мы. С них и нужно начинать. Конечно, узнать и тем более познать чужую культуру и мышление за несколько недель невозможно, да и представления сильно будут варьироваться в зависимости и от рассказчика, и от воспринимающего его слова человека. И всё же, попробуем осознать то, что нам удалось услышать и увидеть. Немного личных впечатлений, не более того.

Читайте также: Индия: путешествие в сказку

Кстати, называть индийцев индусами неправильно. Индусами жителей Индии можно было называть тысячу лет назад. А сейчас это то же самое, что называть всех россиян православными. Индиец — это житель Индии, а индус — человек, исповедующий индуизм, и далеко не все индийцы являются индусами. (Впрочем, ведь и жителей России тоже называют русскими без разбора, а при слове россияне мне лично почему-то сразу вспоминается Ельцин.)

Ну вот, в терминах разобрались и индийцев индусами называть не будем. Какие же они, индийцы?

В самом начале хочется сказать о том, что в менталитете индийцев заложено, что человек пришел в этот мир с единственной целью быть счастливым, а всё остальное неважно. Так, надеюсь, подробности их жизни будут восприниматься через эту призму.

В Гоа, конечно, живут за счёт сферы услуг, поэтому (только ли?) все очень добродушные.

Если есть возможность, ходят босиком.

Индийцы как дети, обожают фотографироваться с белыми.

Говорят, к белокожим они относятся как к божествам. И даже на рекламных плакатах индианки обязательно имеют белоснежную кожу. (Куда уходит корнями стремление индийцев казаться светлее, понятно: человеку, имеющему светлую кожу, явно не приходится работать в поле, а значит, он не из простых людей; у нас же, что любопытно, всё наоборот: загорелый человек — тот, кто может позволить себе отдых под жарким солнцем тёплых стран.)

Бедных очень много, очень жалко их. Зачастую семьи едят только рис. Вот так — живя на море, даже не видят морепродуктов! Как-то раз мы шли из отеля на пляж и вопрос мальчишки-продавца «Щто ты сегодня ел?» вызвал у меня слёзы, которые пришлось сдержать.

Схожая ситуация была, когда мы стали дарить игрушки из киндеров детишкам (из России специально привезли несколько шоколадок и игрушки), доставая их из самого простенького полиэтиленового пакета, которые у нас в рулонах по 100 штук продаются, и девочки попросили: «А пакет?»

Немало удивлены мы были, когда увидели приехавших на экскурсию в Хампи школьников, в школьной форме, но… босиком. Во всяком случае, мальчики.

Многие не ходят в школу вообще, потому что работают. В семьях много детей, и бывает, что все дети, кроме одного, работают, чтобы оплатить этому одному высшее образование. Многие зарабатывают всего 25 долларов в месяц! Вот так дали официанту в кафе чаевые и нечаянно удвоили его дневной заработок.

Антонио, хозяин шека, в котором мы ежедневно обедали, показался нам человеком вполне обеспеченным и довольным жизнью.

У образованных есть хоть какой-то шанс, например, профессиональные массажисты за час зарабатывают в 20 раз больше, чем бедняки за день, так что вкладывать в образование и учиться искусству массажа 10 лет действительно имеет смысл (а какой чудесный это был массаж!). У водителей чаевые какие-никакие (по их меркам, очень даже неплохие).

Хочется надеяться, что и у местных артистов всё не так плохо.

Бедные же в основном ловят рыбу.

Очень многие держат магазинчики для туристов со всякими сувенирами, но там всё достаточно дешёвое, вряд ли на этом можно много заработать. С другой стороны, и мерки там иные. В основном мы делали покупки, чтобы помочь продавцам-индийцам. Желание им помочь боролось с нелюбовью приобретать и складировать ненужные вещи, к тому же, покупать порой было и правда нечего и приходилось руководствоваться принципом меньшей ненужности.

Самые бедные живут на улице в палатках, а так как права собственности на землю нет вообще, полиция периодически гоняет их с места на место.

Женщина за целый день работы на рисовом поле получает 40 рупий в день (около 30 рублей), чего едва хватает, чтобы день поесть рис одному человеку. А если нужно кормить детей? Мужчина получает рупий 100 в день за ту же работу. Во всём принцип антиавтоматизации производства: если всё будут делать машины, миллионы людей не смогут ежедневно зарабатывать даже эти деньги.

Большинство невысокие. И мужчины у них очень худенькие — ещё бы, на рисе-то.

Хотя экскурсовод говорила, что у женатых есть пузико, и я, пожалуй, впервые испытала радость, встретив слегка пузатого человека: значит, у него в жизни всё хорошо!

Небогатые женщины выглядят лет на 20 старше своего возраста. Общаешься, думаешь, ей лет 60-70, а ей 40! То ли большое количество детей их так состаривает, то ли труд, не знаю, но выглядят намного старше своих лет почти все. Многие женщины раздаются с замужеством. Возраст деторождения тоже сильно отличается от нашего: жене массажиста было 19 лет, и она уже была беременна вторым ребёнком. Самому массажисту было 28 лет, как и моему мужу, но выглядел он на много лет старше. Про меня же вообще подумал, что мне 18 (ну а что, детей у нас тогда ещё не было, сколько же мне ещё могло быть?).

Как оказалось, супругов зачастую подбирают родители. Замужние женщины — так как денег у них немного и возможности позволить себе обручальные кольца нет — ставят красную точку на лбу, делают пирсинг в носу, надевают кулон и простое кольцо на палец на ноге, и только замужние имеют право носить сари. Сари у них всевозможных цветов, очень красивые!

Богатые люди в Индии тоже есть, мы встречали их в нашем отеле. Конечно, их женщины выглядят совсем по-другому, такие ухоженные, современные.

Читайте также: Что из еды мы попробовали в Индии

В индуистских храмах очень пёстро и красочно, много цветов и всевозможных украшений.

индуистский храм

Церемонии проводят порой и под открытым небом. Во всяком случае, в священном месте, Хампи.

Индуизм — религия для нас очень необычная. Это огромный — если не ошибаюсь, в несколько тысяч — пантеон богов, каждый из которых, в свою очередь, чем-то уникален, взять хотя бы бога с головой слона. Это словно сошедшие со страниц древних рукописей персонажи, принимающие участие в повседневной жизни обычных людей. Так, про изображение одного из них мальчик, имеющий небольшой магазинчик, сказал: «Мой друг Ганеш». Как человеку, посещающему индуистские храмы исключительно в ознакомительных целях, но соблюдающему принятые в них правила, мне очень не понравилась необходимость разуваться, несмотря на то, что для таких визитов в сумке лежала запасная пара носочков. Всё-таки гигиена прежде всего. А когда около храма течёт подозрительного вида вода, снимать босоножки и вовсе не хочется.

Я религии могу воспринимать исключительно с культурной и зрелищной точек зрения, и мне больше по душе буддизм, атмосферой которого я прониклась во Вьетнаме. Разжилась футболкой с Буддой. Знала бы, какого замечательного качества окажется индийский текстиль, затарила бы целый чемодан! С тех пор иногда заглядываю на выставки-продажи товаров из Индии, но — увы!

Отдельно хочется рассказать о правилах дорожного движения в Индии, которых, в общем-то, нет! Как нам объяснили, кто первый на перекрёстке посигналил, тот его первым и проедет. И ведь без аварий! И, что ещё более удивительно, даже без резких торможений, а на такси мы по Индии поездили немало. Гудки, как вы понимаете, раздаются непрерывно, и поначалу это здорово бросается в глаза, то есть в уши. Редкие происшествия на дорогах в Индии случаются, что логично, в основном с участием туристов, не привыкших к местной системе непрерывного коммуницирования за рулём.

трафик в Индии

Негромкое слово зависти хочется сказать об индийцевских зубах. Белоснежные! А знаете, чем они их чистят? Углём! Прямо из костра. Как-то раз мы немного доконали нашего хорошего знакомого, и он показал нам процесс. Как европейцы, вынужденные регулярно тратить на стоматологию энные суммы, можем только восхититься!

Коровы (не только священный вид) и свиньи в Индии спокойно разгуливают по улицам, ничейные, и отдыхают на пляже. Удивляюсь, почему их на мясо не половят. А священных коров не просто не доят — каждый встретивший её верующий обязан её накормить. В общем, везёт коровам в Индии. В отличие от многих, на наш взгляд, людей…

Этот абзац особо чувствительным лучше не читать. На фото ниже озеро, куда погружают прах покойников, там же купаются и стирают. Долго на него смотреть, конечно, тяжело.

Как лингвист, я, конечно, не могу обойти стороной языковой вопрос. Основным языком является хинди, и владелец местного кафе даже показывал нам по моей просьбе написание некоторых букв. Но каждый, кто так или иначе связан со сферой обслуживания, владеет английским на очень и очень приличном уровне. На пляже мы разговорились с женщиной, продававшей там платья. На мой вопрос, где она учила язык, она ответила, что нигде, — сам выучился за два года работы на пляже. Вдумайтесь, многие из нас начинают учить английский ещё в раннем детстве, потом десять лет учат в школе, потом в университете. Но все ли прошедшие этот путь могут похвастаться хорошим знанием языка или хотя бы способностью поддержать непринужденную беседу? Произношение, что совсем огорчает, у индийцев тоже значительно лучше нашего отечественного. Похоже, самый действенный способ — столкнуться с необходимостью выучить язык. Всё как в старые добрые времена, когда корабль причаливал в порту незнакомой страны, люди сходили с него — и вот она, языковая среда, практикуйся не хочу!

В поездке мы узнали немало замечательных людей! С особенным теплом вспоминается семейная пара музыкантов. Потрясающий вокал этой женщины звучит в голове до сих пор!

А купленный у них среди прочего сувенир пережил даже младенческие годы сына, будучи спрятанным подальше от хватательных ручек и любопытных зубок, и до сих пор радует нас и согревает лучами индийского солнца.

Понимаю тех, кто влюбляется в Индию раз и навсегда. На одной из плантаций специй мы встретили русскую женщину-гида, которая переехала в Индию и вышла здесь замуж. Кто-то из туристов даже не обращает внимания на особенности образа жизни малообеспеченных местных жителей, в том числе на грязь (а ведь она, согласитесь, уже не от бедности), говоря, что это такая фишка. Мне же было бы гораздо приятнее отдыхать, не чувствуя постоянно такого разительного контраста с местным населением. И всё же много новых мыслей о жизни и мироздании из Индии было привезено, а само путешествие немало нас обогатило!

Читайте также: Индия: путешествие в сказку

С вами была Яна, мама в Интернете.

блог Мама в Интернете
Подпишитесь на обновления блога и получайте уведомления о новых статьях на почту!

Комментарии 4

  • Картавцева Елена

    Да-а-а, все же Индия — страна контрастов! Спасибо за интересный рассказ и фотографии.
    У моей знакомой дочка лет 15 тому назад вышла замуж за индийца (чуть не написала по привычке «индуса» smile ). Честно, не знаю, как ей там живется, но уже её сын живет с бабушкой и дедом и ходит в школу у нас в РБ.

    • Автор сайта Яна

      Спасибо за отзыв!

      На многое начинаешь смотреть по-новому, насмотревшись на эти контрасты. Как ни странно, но и у индийцев нам есть чему поучиться. Хотя мысль быть благодарным за то, что имеешь, приходит, наверное, первой.

  • Ольга

    Очень интересная статья! Тоже была в Индии, правда очень давно, но зато поездили по ней с мужем «дикарями» и всякого повидали. Впечатления остались на всю жизнь!

    • Автор сайта Яна

      Вот это да! Потрясающий, должно быть, опыт!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Контент защищён от копирования!