Математические увлечения сына в 4 года


Вряд ли я могла предположить, что дети в четыре года сильно продвигаются в счёте дальше тысячи, но наш ребёнок и тут нашёл чем нас удивить. Математические операции с нониллионами (это в которых 30 нулей), отрицательные числа, таблица умножения, деление с остатком, квадратные корни — звучит страшновато, но сыну, обожающему поиграть с калькулятором, нравится! А секрет прост: если ребёнок проявляет к чему-то интерес, стоит это поощрять, и если он готов бесконечно спрашивать и обсуждать, «Сколько будет...», почему бы родителям не поучаствовать?

У нас дружба с цифрами началась ещё в детском стульчике, где любящий поесть Артюша, точно имитируя Кощея на златом, пересчитывал изюм или гречневые шарики. Позже, гуляя, сын любил рассуждать, кому сколько будет: «Когда мне будет 5, папе будет 35; когда мне будет 6, папе будет 36; когда мне будет 100...» — задумается, вместе сосчитаем. С детьми разговаривать можно и нужно даже на расслабленной прогулке! Да и дома из вафельных палочек с кремом у нас прямо в тарелке получалась математика: «Смотри, я сделал плюс из них!»

Отрицательными числами сын пробовал оперировать ещё в три года и пока оставил эту область, увлёкшись вещами поинтереснее.

Сложение

Собираемся утром в сад: «200 + 200 будет 400, 400 + 200 будет 600...», — так дошёл до 1200; дальше стал размышлять вслух, сколько будет 1200 плюс 200.

Артур мне: «99 999 + 1». Мне послышалось, 999 999, отвечаю, что будет миллион. Артур: «Да нет же, сто тысяч!»

Рассуждует: «300 тысяч плюс 400 тысяч будет 700 тысяч», спрашиваю, почему, объясняет: «Три и четыре — семь, 300 и 400 – семьсот, 30 и 40 – семьдесят, а 300 тысяч плюс 400 тысяч — 700 тысяч»

Спрашивает меня, сколько будет 900 плюс 900, и тут же сам себе отвечает: «1800». Я: «Правильно, а почему?» Арти: «Потому что 9 плюс 9 равно 18, 90 плюс 90 равно 180, а 900 плюс 900 равно 1800». Потом подумал и продолжает: «А 9000 плюс 9000 равно 18000. А 90 000 плюс 90 000 равно 180 000. А 900 тысяч плюс 900 тысяч равно... тысяча восемьсот тысяч!» Напомнила, что тысяча тысяч — это миллион, после того как впечатлилась.

Половинки у нас тоже проскакивают: «Одиннадцать с половиной и одиннадцать с половиной будет 23».

Обожает обсуждать и сравнивать возраст. «Должно семь раз быть десятое июля и семь раз 17 июля, тогда маме будет 36, а мне 11», «Папе будет 65, а тебе 60», «Когда маме было четыре, а тебе девять, что вы делали?»

Объяснили связь сложения и умножения, скороговокой рассказывает: «Восемь-восемь, восемь-восемь, восемь-восемь, восемь-восемь будет 44... ой, 64!»

В уме считает, пожалуй, быстрее меня. Натупила у банкомата, после спрашиваю Артура: «Сколько будет 50 900 плюс 100?», Тюшаня думал-думал, говорит, 51 тысяча. Явно умнее мамы!

Вычитание

Сыграли в калах, всего там 48 камешков, в конце игры надо посчитать, у кого больше. Я: «У меня 19». Арти: «А у меня сколько?», я задумалась, а он тут же, посчитав: «А у меня 29!»

Купается в ванне, рассуждает: «Двести-двести минус сто равно триста».

Спрашиваю, сколько будет 10 тысяч минус 1, подумал и ответил: «9 999».

Спрашивал, сколько будет три умножить на два, сказала и объяснила, что можно три плюс три или два плюс два плюс два, — молниеносно выдал: «Значит, получится, от трёх-трёх [6] отнять два будет два-два [4]».

Умножение

У мамы шок: муж с сыном попросили у меня таблицу умножения, чтобы по ней заниматься! Я, кажется, после первого класса таблицу умножения учила, а ребёнку уже требуется, постоянно её обсуждает.

Объяснили базовый принцип, Артур полюбил рассуждать вслух: «4 умножить на 4 будет 16, потому что 8 сделано из четвёрок, а 8 плюс 8 — это 16», «5 умножить на 4 — это 20, потому что 10 сделано из пятёрок, а 10 и 10 — это 20».

В то же время так трогательно комментирует: «Таблица умножения — плюсики уронили» (знак умножения «×»).

Воспитательница рассказывает, как Артур её сразил, выдав: «9 на 9 — 81. 81 минус 9 — 72».

Танцует счастливый и рассказывает: «Шесть на восемь — 48!»

А вообще таблица умножения у нас всплывает в самый неожиданный момент: «11 раз по 4 и один раз по 5 будет 49», «Мама, сто на одиннадцать будет 1100».

«Мама, много умножения, чтобы получилось 48?» (имеет в виду, сколько разных вариантов) — и тут же сам отвечает: «3 на 16, 6 на 8, 12 на 4».

Решили дедушке продемонстрировать, как внук умножать умеет. На вопрос, сколько будет 6 на 8, Артур легко отвечает знакомой рифмой, но коварный дедушка спрашивает, сколько будет 5 на 9, а мы такое ещё не обсуждали. Однако Артур начинает рассуждать: «Это будет 18, 18 плюс 9. 18 и 18... 8 и 8 будет 16, значит, 18 и 18 будет 36, а 36 плюс 5...», — неудобно, меняет: «36 плюс 4 будет 40, 40 плюс 5 будет 45». (Я его когда-то научила, что если при сложении считать неудобно, можно одно число разложить, чтобы сумма круглой получалась, вот он 9 и разложил на 4 и 5.) Что у мамы отвисла челюсть, понятно, а муж совсем не удивился и сказал, что Артур долго тренировался: у него доска с магнитными цифрами плюс всё это он перепроверяет калькулятором.

Удивляюсь, насколько быстро и логично сын рассуждает и сам выводит правильные ответы без всяких таблиц: «4 на 5 будет 20, 8 на 5 — это 20 и 20, будет 40».

В журнале наклейки 3х4 штуки, а на другой странице 3х3, Артур тут же: «Тут 12, а тут 9, а всего двадцать одна», спрашиваю, как так быстро посчитал, что 12, умножил, что ли, Арти: «Приплюсил». Видимо, визуально вычисляет по столбцам и строкам, не задумываясь, даже не понял, что такого и почему я спрашиваю.

Умножает большие числа, при этом по количеству нулей досчитывая до нужного: «Если миллион умножить на миллион, получится: 9 нулей – миллиард, 12 нулей – триллион».

Деление

Артур: «У цифры 810 похожие 405 и 405», — объясняю, что надо формулировать, сколько будет, если число разделить на два, а Артур так по-своему и говорит, например: «Какие у сорока похожие?»

Засыпает и чирикает: «27 делится по 3, потому что 18 делится по 3 и 9 делится по 3, а 18 плюс 9 будет 27».

Спрашивает: «Мам, 50 сделано из троек?», я: «Нет, из пятёрок», Артюша с быстротой молнии: «3, 6, 9, 12, [...] 24, 27 [...] 42, 45, 48, 51. 51 сделано из троек!»

На ночь вдруг раздаётся: «3, 9, 12, 15 [дальше считает по три] 99, 102 — вот поэтому 100 не делится на 3».

Спрашивает на ночь: «Сто нониллионов делится на два?», папа: «Делится». Арти: «Почему?», папа: «Потому что ноль в конце». Арти: «Почему 26 не делится на три?», и сам отвечает: «Потому что 6 делится, а 20 — нет».

Рассуждает, почему 30 и 60 делится на три: «Раз 60 делится на 6, значит, и на три тоже. Ещё делится 15 на три, потому что у семи остаток один, у восьми остаток два, получается, что делится на три», — вот именно так я не рассуждала никогда.

Интересовался про 50 и 100, понял, что они на 3 не делятся. Потом досчитал с 0 до 201, прибавляя каждый раз 3, выяснил, что 201 делится на 3. Спрашивает, почему, говорю, это 180 и 21, то и другое делится на три. Объясняю, что 180 делится на 3, потому что 18 делится на три. А Артурка тут же быстро: «6, 6, 6 делится на 3, а шесть — это 3 и 3».

Деление с остатком

Понимает деление с остатком! Спрашивает: «222 делится на три?», я посчитала на калькуляторе, говорю, да, будет 74. Арти: «А 8 — у него остаток 2».

Спрашивает: «200 не делится на 3?», я: «Вроде нет», Арти: «Сто — остаток один, двести — остаток два».

Рассуждает: «У 100 остаток 1, и у 22 остаток 1» (при делении на три).

Большие числа

Засыпаем, Арти полушёпотом: «Сто тысяч, тысяча сто, миллионы, миллиарды...»

Чирикает, сколько будет один квинтиллион один квадриллион сто пятьдесят плюс столько же. Сам посчитал, что будет два квинтиллиона, я подсказала про два квадриллиона, а Артур сам добавил в конце: «Триста».

Благодаря сыну маме пришлось познакомиться с дуодециллионом, в котором аж 39 нулей, и узнать, сколько весит Меркурий.

«Бывает сто нониллионов?»

Постоянно чирикает, кому сколько будет: «Когда мне будет нониллион, папе будет нониллион тридцать, а тебе — нониллион двадцать пять».

Гуляем в парке, рассуждает про триллион, триллиард. Говорю, триллиард не в каждой системе есть. Ни чуть не смутившийся Арти: «Я про ту систему, в которой он есть».

«Пять плюс миллиард плюс нониллион будет один нониллион один миллиард пять».

Не даёт покоя, что одна девочка в саду на несколько месяцев старше: лет-то ведь ей номинально больше! «Когда мне будет миллиард, ей будет миллиадр один, это единичка, восемь нулей и единичка».

«А сто тысяч миллиардов — это уже сто триллионов?», я: «Да», Арти: «Почему?»

Больше-меньше

Не верится, что сами эти знаки мы проходили совсем недавно, потому что про игру сын может, например, выдать: «У меня 100 100 очков, это больше чем 9, но меньше, чем 100 102».

«Два — это мало. Два меньше миллиарда».

«Мам, а бывает число 1 нониллион 1 септиллион 1 секстиллион 1 квинтиллион 1 квадриллион 1 триллион 1 миллион 200?» Я уже отключилась в процессе, говорю, ну, бывает. Артур мне тут же начал объяснять, почему такое число возможно: «Потому что нониллион больше септиллиона, септиллион больше секстиллиона [...], а миллион больше 200» (то есть, поэтому они в таком порядке идут).

Фантазирует, с какой скоростью бегает: «Я со скоростью 22 могу». Потом: «Я со скоростью 19 могу. Потому что раз я могу со скоростью 22, значит, я могу и со скоростью 19, 19 же меньше 22».

Чётное-нечётное

Само понятие сыну знакомо давно, и он в три года умудрялся досчитать до 25, называя только нечётные числа. А тут заинтересовался, что будет, если производить с ними вычисления.

Объяснила, что, если сложить чётное количество нечётных чисел, получится чётное число. Артур тут же меня засыпал вопросами: если одно нечётное и 50 чётных, если два нечётных и сто чётных. Потом быстро произносит: «4-3, 4-3, 2-2 — сколько будет, чётное или нечётное?» — и сам же отвечает: «3 и 3 будет шесть» (т.е. что всё чётное).

Потом спрашивает: «Одно нечётное плюс миллиард одно нечётное?» — сам же ответил, что получается миллиард два нечётных, значит, чётное.

«31 полукруг — получатся ровные круги?», я: «Нет, потому что нечётное. Ты сам такое задание придумал?», Арти: «Да».

Прочие интересности

В четыре с небольшим ходили на массаж и Артура приходилось всячески отвлекать, потому что ему временами было щекотно и он так и норовил перевернуться. Лучше всего отвлекать получалось цифрами. Так, медсёстры дружно удивлялись, что эта плюшка лежала и от 500 в обратном порядке считала.

Особо впечатлительные (и я в их числе) падают, когда Артур рассказывает, сколько получится, если от двух миллиардов отнять единицу.

Не знаю, нормально ли это, но пришлось объяснить ребёнку, что такое корень. Прыгал с калькулятором, заинтересовался, что за кнопочка.

Теперь берёт калькулятор, чтобы перепроверить мои слова, очень деловой. А как-то захожу — папа на компьютере работает, Артур рядом на стуле с калькулятором: так комично, как будто начальник проверяет работу подчинённого.

Допытывался, почему 199 плюс 1 будет 200. Он-то согласен, но ПОЧЕМУ? Пришлось показать ребёнку сложение столбиком с переносом единицы.

Уселся с калькулятором, насчитал 24 тысячи с чем-то, всё комментирует: «Прибавим-ка тысячу». Получается 29 700 — прибавляет 300, чтобы ровно было. В итоге слышу: «О, сейчас миллионы начнутся», потом уже и до миллиардов дело дошло.

Тюшаня уже частично время по часам определяет. Пусть не по минутам, но если 17:25, говорит, что полшестого. К 10:55 прибавил 20 минут, сказал, что минутная к трём подойти должна будет.

Рассуждает: «Мне долго так четыре года, 365 дней».

Вот так это чудо, наблюдая за тем, как папа работает с цифрами, оставило маму в таком же возрасте далеко позади, хотя я до школы исписывала из интереса целые тетрадки примерами, но я брала только сложение и вычитание двузначных.

Читать человек научился сам ещё в 3,5 года (тогда же, когда начал ставить взрослым мат в шахматах), и теперь в садике хитрит и читает подписи к картинкам, когда воспитатель спрашивает, что нарисовано, может сам подписать нарисованный тюльпан, а на аттракционах перепроверяет меня: точно ли ему на такой страшный ещё рано? А недавно вслух прочёл вот такую штуку, написанную не самым детским языком:

аттракцион инструкция

Читайте также: Как мы с ребёнком занимаемся английским языком

С вами была Яна, мама в Интернете.

блог Мама в Интернете
Подпишитесь на обновления блога и получайте уведомления о новых статьях на почту!

Комментарии 10

  • Надежда

    Полностью согласна с вами, что с детьми надо разговаривать даже на расслабленной прогулке и всячески поощрять их тягу к знаниям.

    • Автор сайта Яна

      Здорово, когда и самим родителям интересно с детьми, дети ведь это чувствуют. А действительно интересно с ними заниматься и что-то обсуждать может стать намного раньше, чем многие полагают, если подобрать занятия, интересные и ребёнку, и родителям. Сын вот, например, всегда в поездках интересовался дорожными знаками — купили ему ПДД, с удовольствием вместе обсуждаем! good

  • Ольга Парфенова

    Вот это да!!! Прям удивительный ребенок!!

    • Автор сайта Яна

      Благодарю give_rose Сама не перестаю удивляться heart

  • Александр

    Детишки способны нас удивлять всегда! По моему это здорово, что есть вот такой интерес и такие способности в таком возрасте 😉

    • Автор сайта Яна

      Согласна, хотя иногда это повергает в шок mosking Впрочем, «нормальных» типично детских занятий у сына тоже достаточно, так что синдромом упущенного детства он точно не будет страдать)

  • Елена

    Уникальный малыш. Его нужно поддерживать и поощрять! Вы правильно делаете, что уделяете внимание его способностям!

    • Автор сайта Яна

      Благодарю! Тут уделяй не уделяй — придёт и заставит уделять mosking То проверь, правильно ли он сосчитал, то калькулятор ему подай, то таблицу умножения на ночь от него прослушай rofl

  • Эля

    Добрый день.у меня двойня,на днях исполнилось 4.и у обоих такие же способности.правда поведение -вырви глаз.мои еще все счеты на англ.языке воспроизводят.и читают и птшут давно.яно вопрос:что делать они будут в школе?с одной математикой,письменностью и чтением,английским не уедешь.а интерес они в школе потеряют.искать спеыиальную школу?экстерн-не рассматриваю вобще

    • Автор сайта Яна

      Здравствуйте, Эля! У нас тот же набор навыков, причём появлению навыков чтения и письма я даже не способствовала, в отличие от английского, — самому настолько интересно было научиться. Естественно, я тоже опасалась столь раннего развития, когда сын в полтора выучил алфавит, в два стал писать буквы, а в три с половиной — читать, поэтому очень вас понимаю.

      Нередко, когда у ребёнка умственное развитие идёт настолько с опережением, психическое за ним не поспевает, отсюда проблемы с поведением.

      Мне кажется, на данном этапе стоит делать упор на соблюдении дисциплины: ребёнок должен чётко знать, какие правила действуют в той или иной ситуации и что последует за их нарушением. Возможно, стоит добавить физическую нагрузку (бег, плавание и пр.), чтобы излишкам энергии было куда уходить. Ну и, конечно, уделять внимание более спокойной совместной деятельности: чтение добрых книг, поделки и т.п.

      Школу мы, сами будучи выпускниками школ с большой нагрузкой, наоборот, рассматриваем самую обычную, так как считаем, что нагрузка в школе должна быть минимальной. Пусть лучше у ребёнка остаётся больше времени на игры (они в этом возрасте очень нужны), прогулки и хобби. Думаю, к школе у детей всё равно будет какой-то интерес, там ведь столько разнообразных предметов! Главное не забывать, как много всего интересного есть помимо школы.

      Пусть всё сложится хорошо! heart

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Контент защищён от копирования!