Кажется, не так давно я рассказывала об умениях нашего сына в два месяца, в полгода, о том, как он начинал есть настоящую еду, заговорил. Чуть позже я попробовала учить с ним английский. А в 3,5 года наступил период какого-то фантастического прогресса: сын враз начал читать, оперировать четырёхзначными числами и увлёкся географией! Всем этим наш любимый непоседа интересуется, если только не занят погоней за белочками в парке, чтобы накормить их орехом, не прыгает по кровати или не демонстрирует свои акробатические этюды, напоминающие брейк-данс. Одним словом, жизнь у малыша кипит – только, мама, догоняй!
Чтение
В 3,5 года наш сын уже читает по слогам. Недавно прочитал по слогам на плакате «антикоррупционная» и заявил, что нет такого слова. Ну а чего оно такое длинное и непонятное? Прочитанное за ним слово «деятельность» смысла, в глазах ребёнка, не добавило.
Для меня в этом нет ничего удивительного, муж сам научился читать в три, так что я ожидала чего-то подобного, бабушек-дедушек это радует, а вот многих знакомых почему-то удивляет. Некоторые даже волнуются, не слишком ли рано я «заставляю» сына читать. Знали бы они, кто кого заставляет! Расскажу, с чего всё начиналось.
Мультфильмы мы с мужем не приветствуем, а вот детские книги около ребёнка были всегда. Научившись доползать до них, он пробовал особо симпатичные на вкус, позже научился их рвать и радостно практиковался. Наконец его стало интересовать содержание книг. Особенно полюбились огромный букварь с красивыми буквами и стишками и вот такая книга-паззл.
В год с чем-то Артур открывал книги, методично показывал разные буквы и требовал их называть. Говорить он тогда ещё не умел, но не понять требовательные звуки было невозможно. Вскоре, естественно, он сам легко стал показывать буквы. В полтора года он уже знал и показывал все буквы русского алфавита. Если бы не его интерес, я бы однозначно не стала слишком много внимания уделять алфавиту в таком возрасте из опасений перегрузить малыша.
Буквы мы сравнивали с цифрами, обсуждая, что ноль похож на букву «о», тройка – на букву «з», сын тут же сам выдал, что восьмёрка похожа на букву «в».
В 2 года 2 месяца сын поверг меня в шок, когда сам стал писать буквы и озвучивать, какие пишет.
С тех пор мы как-то не продвигались целенаправленно в этом направлении. Сын просто с удовольствием листал книги, обсуждая их, иногда дословно пересказывая сюжет, не забывал буквы, слушал, как читаю я, но сам не слишком пытался читать.
Недавно он начал называть все буквы в слове и спрашивать, что получилось. Полюбил играть со словами, началось всё с простого: «Если от ‘ежевика’ убрать ‘еже’, получится ‘вика’», а дальше процесс пошёл как снежный ком.
С лёгкостью начал членить слова на буквы: «Я знаю слово ‘п – а – у – з – а’», - гордо сообщил мне сын однажды, и с тех пор с удовольствием делит слова на буквы или составляет свои комбинации, спрашивая, что получилось.
Читайте также: Как я начала учить сына английскому языку
И вот в 3,5 года он начал немного читать сам. Пока непонятно, чего здесь больше, непосредственно чтения или запомненных слов. Когда папа пришёл за Артюшей в сад, то увидел, как он читал малышу «Мойдодыра», параллельно объясняя, что мальчик был грязный, а стал чистый.
Я с удовольствием присоединяюсь, когда сын хочет поиграть с буквами. У нас они в виде вот таких карточек с картинками.
Главное, чтобы каждой буквы в наборе было несколько экземпляров, чтобы можно было свободно составить любое слово. Предполагается, что их можно сделать магнитными, но мне так больше нравится.
Артур любит складывать из букв слова. Например, просит собрать «экскаватор», «чайник», я даю ему кучку букв, а он сам правильно собирает слово.
Артюша, правда, имеет своё мнение о том, как правильно: заменял буквы на «папАчка» и «пАбеда». Забавно, но так сын ещё и правописанию учится. Спорит, что надо «флаК» и «арбуС», показываю, что во множественном будут другие буквы, значит, и в единственном они же.
Важно не мешать, если получаются несуществующие слова, озвучивать то, что получилось. Так у сына появились кое-какие начальные знания о гласных и согласных: из одних согласных-то слово не построишь. Заодно можно играя заменять какие-то буквы, чтобы получились уже настоящие слова.
Частенько сынок юморит: собирает из 13-15 букв абракадабру и просит меня читать, со смехом приговаривая: «Нет такого слова».
Итак, как можно играть с карточками-буквами:
- вместе составляем выбранное ребёнком слово
- мама составляет – ребёнок читает
- ребёнок придумывает, какое слово составить, мама даёт нужную для этого кучку букв – малыш составляет слово
- игры с составленными словами: что-то меняем, добавляем, смотрим, что получилось, например, мамочка – папочка, рядом составляем копать и копить.
Счёт
Цифры сын выучил довольно рано, мне кажется, около года. Буквально месяц назад мы с ним учили числа от сорока, а он хохотал над смешным словом «сорок» и просил посчитать «сОроки»: «Давай мама будет говорить, а я буду смеяться».
Но в 3,5 года прогресс очень резко скакнул вверх. Сын начал постоянно спрашивать меня, сколько будет 2+2, а потом полученный результат просил сложить с ним же, 4+4, и так далее. Так, геометрическими прогрессиями, о владении которыми сын не подозревал, мы очень быстро добирались до сотен и тысяч. Самым большим числом, до которого мы доходили, было 48 000, хотя мы только в этот день познакомились со словом «тысяча».
Недавно Артур посчитал через один от 1 до 25, назвав только нечётные. Потом, хотя этому его тоже не учили, легко сосчитал от 19 до 0 в обратном порядке! Впрочем, учитывая, как он любит следить за тем, как греется еда в микроволновке (а ещё больше – кушать), это неудивительно.
Что было уже совсем удивительно, так это то, как легко Артур перешёл на отрицательные числа. Спросил меня как-то, сколько будет 2 минус 5. Говорю: «Минус три, но тебе это ещё рано». А сын тут же спросил, сколько будет (-3)+(-1)+(-1)! «Минус пять», – ответила удивлённая мама.
Но на днях мне предстояло ещё большее удивление, когда сын сначала спросил, сколько будет «3705 плюс 1 плюс 1», а получив ответ, захотел узнать, сколько будет 3707 плюс 3716.
Ещё он обожает раскладывать число, выясняя, суммой каких чисел его можно получить: «1+4 будет 5, 3+2 будет 5, и 2+3 тоже будет 5, а ещё что будет пять?» Говорю: «5 плюс 0», тут же повторяет. В каком-то классе, помнится, мы такое проходили. Вчера Артур даже немного усложнил: выдав «4+4 будет 8», и тут же быстро протараторил: «5+4-1 будет 8».
У Артура есть магнитные цифры и математические знами, как-то захожу, а он «5=2+3» сложил!
Разбирая мягкий магнитный паззл из всего 12 деталей, Артур убирал одну делать и каждый раз спрашивал меня, сколько получилось. Вот, кажется, мы и прошли вычитание.
Я в сад не ходила и помню, как в детстве исписывала целые тетрадки, складывая и вычитая числа, так мне это нравилось! Но сын, кажется, оставил меня далеко позади.
Артур любил считать изюминки, виноград, а сейчас, достав конфеты (пастилу), по-всякому их пересчитывает: «2+3 будет 5, 3+2 будет 5, 4+1 будет 5».
Задания по немецкой грамматике
с ключами для самопроверки
по темам самых разных уровней сложности!
Иногда математические тренировки у него переплетаются со знанием английского, о котором ниже: “Three плюс three будет one, two, three, four, five, six. Three плюс three будет six“, потом так же аналогично считает: „Three плюс four будет seven, семь по-английски seven”
…и всё остальное
В 3,5 года сын всерьёз увлёкся флагами. В два с половиной года Артур показывал материки: тогда он услышал где-то песню «Америка-Европа, Азия-Евразия, Индия-Китай», и с этого начался его интерес к тому, где же они находятся.
Сейчас он залезает на стул около висящей на кухне карты мира и изучает её, знает уже очень многие страны и флаги. Некоторые страны находит быстрее меня! Я вот не сразу вспомню, где у нас Науру. Быстро-быстро показывает флаги: «Это Гренада, это Маврикий, это Мадагаскар», тут же находит флаги Замбии и Зимбабве и показывает эти страны на карте.
До этого мы часто вместе рассматривали атласы (детский и обычный) и карты, обсуждая их. Сынок и тут умудрился высказать интересное предположение, решив, что в названии «атлас мира» указано, кому атлас принадлежит. Говорит, что знает человека Мира, не поняла ничего, уточняю: «А где он живёт, чем занимается?», Артюша: «Атласы читает!»
С чувством языка у ребёнка явно всё хорошо, потому что он может с языком играть. Прекрасный – презелёный. Не сразу удалось разгадать, что означает возыгрательный в ответ на мой вопрос, воспитанный ли у нас Артур. Оказалось, что в слове «воСПИТанный» он слышал нелюбимый глагол спать, который всегда заменял на играть, пытаясь оспорить решение родителей уложить дитё в кровать, вот и получился возыгрательный малыш.
Поняв суть рифмы, начал и сам выдавать что-нибудь забавное. Иногда рассказывает мне сказки наизусть, например, «Теремок» целиком или особо полюбившиеся отрывки из других произведений. Когда же он выучил «Фунтика» с довольно сложной лексикой и причастными оборотами, я была приятно удивлена!
Как-то раз мы спонтанно решили изучить скороговорки, взяли про греку, про топот копыт и про Сашу по шоссе. Малышу они полюбились. Оказалось, что рассказывать их гораздо веселее, если одновременно прыгать на кровати! А если в них ещё заменять слова на похожие – совсем смешно!
Артур знает все дни недели и месяцы: пока катались на качелях, разговаривали, требовательный ребёнок задавал кучу вопросов о том, что за чем идёт, вот и выучил.
Долгое время сын увлекался книжками с наклейками, и сейчас ещё попадаются интересные, подходящие для его возраста.
Читайте также: Способы раннего обучения детей иностранному языку
Также сынок любит всевозможные конструкторы, паззлы и головоломки. Паззлы из 54 деталей он собирает просто мгновенно и по несколько подряд, недавно начали собирать из 80 деталей.
Как я говорила, мультфильмы мы ребёнку не включаем. Только за едой бывает включен качественный полнометражный мультфильм, выключение которого на любом моменте сына не огорчает, в отличие от современных коротких мультиков – такая ситуация почему-то наблюдается очень у многих. Зависимости от планшета и телефона благодаря нашим стараниям у сына тоже нет.
Недавно сын подошёл к компьютеру (с которым мы тоже не торопились) и попросил: «Папа, научи меня работать мышкой». Через пару дней он уже сам мог играть в „Angry birds“ и даже одерживать победу! Без компьютера в современном мире однозначно никуда, но пока время пребывания за ним у малыша ограничено десятью-пятнадцатью минутами в день, не спорит.
Особенно привлекают Артура «взрослые» дела. Разгрузить стиральную, сушильную или посудомоечную машину, пропылесосить – «Мама, дай я!» Однажды Арти наткнулся на ведро со шваброй и, пока не отняли, поспешил вымыть как можно больше пола. А я что, я рада. Помощник растёт!
Мы даже пробовали вместе делать шов заборчиком: Артур увидел и попросил, а я, после недолгих колебаний, решила, почему бы и нет.
Также ему нравится пользоваться ножницами и ножом. Нож, конечно, детский и тупой, но постоянный контроль за процессом мы с папой всё же осуществляем, заодно ребёнок учится, как их держать, чтобы не пораниться.
По дому наше чудо нередко перемещается вприпрыжку. А подсмотрев «Танцы» около года назад, начал выдавать на полу нечто, очень похожее на брейк-данс!
А вот петь наш заинька не любитель. Если прошу мне что-нибудь исполнить, говорит с усталым видом: «Я сегодня уже пел. В садике». Это он в папу: пришлось родить мужу ребёнка, чтобы хоть раз подслушать, как он поёт сыну!
В сад сынок ходит с удовольствием и приносит оттуда немало новых навыков.
С английским мы по-прежнему в хороших отношениях, но без фанатизма. Хочет читать книжку на русском, а не на английском – пожалуйста. Однако, болтая что-нибудь на русском и услышав одно английское слово, Артур сразу переключается и продолжает уже на английском. Нередко спрашивает, как будет, например, 15 или 16 по-английски, как называется то или это. Английский алфавит мы тоже рассматривали, когда в 2 года 8 месяцев начали учить английский. Тут важно объяснить, что буквы могут быть похожи на русские, но читаются иначе.
Вот таких успехов наш сын достиг к трём с половиной годам. Что забавно, про кризис трёх лет я, конечно, слышала, но что-то пока так и не поняла, что это. Наверное, сыну просто не до этого. Желаю, чтобы познание мира было для него радостным и интересным, ведь радость от каждого дня – то, ради чего мы здесь!
С вами была Яна, мама в Интернете.
С удовольствием очень внимательно прочла о всех успехах Артюши! Сначала удивилась было, что так рано начал читать. Но оказывается, он вообще такой любознательный и многое уже умеет. Родители, конечно, тоже молодцы!
Большое спасибо, Ольга, за тёплые слова о моём сыне, мне очень приятно!
Я вот читать начала только в семь, и на то у меня были веские причины: я слишком любила, когда мама или бабушка читали мне вслух, и боялась этого лишиться, научившись читать
Играя многому можно научить, так ребенку и понятнее, и интереснее. Рад вашим успехам!
Спасибо!
Какие вы молодцы, что поддерживаете сына в его изучении мира. Он у вас уже столько умеет. Я со своими детьми тоже старалась успевать за их любознательностью и движением вперед. Это настолько интересно!
Вы верно подметили: детей нужно именно поддерживать, стараясь помогать им в изучении направления, которое им сейчас интересно. Я вот в целом всегда была против компьютерных игр, но недавно сын начал минут по десять в день играть в Angry Birds – и мало того, что мастерски овладел мышкой, так ещё и фантазия сильно развилась: сам теперь строит из конструкторов разные интересные «раунды», что-то продумывает.