Разговорились мы тут как-то после занятия с одной моей студенткой о нравах современной молодёжи. Очень интересная вышла дискуссия. Вот и задумалась я, достаточно ли внимания сегодня уделяется воспитанию детей. Давайте об этом и поговорим!
К слову сказать, студентке моей 67 лет, очень образованная женщина, женский врач, много где побывала, да и профессия способствует частому общению с представителями младших поколений. Поведала о том, что заграницей культурные люди встречаются не в пример чаще, а также рассказала, что большая часть приходящих к ней молодых девушек не только не воспитана, но и откровенно груба: позволяют себе с порога повышать голос на врача и чуть ли не тыкать.
Сложно сказать, связано это с возрастом пациенток или с чем-то ещё. Моя студентка высказала мнение, что в дореволюционное время больше внимания уделяли воспитанию детей, а сейчас родителям совсем не до того в связи с загруженностью на работе.
«Это всё гувернёры», — ответствовала я. И правда, читаешь иногда описания быта того времени и диву даёшься, как утомлялись барыни, когда к ним на целых два часа в день приводили детей. А ежеутренние поклоны маменьке? Устанешь воспитывать!
В чём же заключается пресловутое воспитание детей и что здесь важнее: его количественность или качественность?
Читайте также: Как всё успевать с маленьким ребёнком
Слышала о семье, где мать до трёхлетия ребёнка находилась в декрете. Жаловалась страшно и на свою деградацию, и на то, что ребёнок развивался совсем не теми темпами, какими бы хотелось. Казалось бы, мама находится с ним круглые сутки. В итоге сына отдали в сад, его словарный запас и прочие умения приобрели чуть ли не внеземеные скорости, а мама со вздохом «Наконец-то!» вышла на работу. Знаю также ещё одну семью, где мать говорит: «Быстрее бы отдать дочь в сад. Ведь что я могу ей дать?»
Мне кажется, нет, я уверена, что это не совсем правильный подход. Во-первых, мать может дать ребёнку немало, и прежде всего своим примером, но об этом мы поговорим позже. Я, например, в детсад не ходила по папиным убеждениям, и мама занималась со мной дома. С двух лет — математика, английский язык, поделки и прочее. Золотая медаль гимназии и красный диплом лучшего в городе вуза, наверное, немало связаны с тем, что меня старались развивать. Однако имели место некоторые проблемы в общении со сверстниками в школе, возможно, из-за отсутствия коммуникативных навыков, кто знает.
Во-вторых, я убеждена: ребёнок должен видеть, что его мама может с пользой и удовольствием проводить своё время, занимаясь тем, что ей интересно. Если даже мать замечает, что деградирует, много ли она может дать своему ребёнку? Вот почему я считаю, что женщине нужна работа (в идеале, конечно, не на полный день или вообще работа дома). Хорошо, пусть не работа, а какое-то не связанное только с ребёнком занятие, от которого она получает моральное удовлетворение и которое её развивает. Это я называю цельной личностью. У такого человека жизнь не строится только по принципу служения близким. Уверена, в любой семье можно достичь такой гармонии, при которой каждый член семьи сможет уделять некоторое время себе.
Как-то раз услышала от знакомой: «Представляешь, мой племянник спокойно может запереться и два часа играть на гитаре! Зачем же он тогда женился?!» А что, после свадьбы жизнь заканчивается, а о своих интересах и увлечениях нужно и вообще забыть?
Как это всё связано с воспитанием? У родителей, только и твердящих «Ребёнок в семье главный, всё для него», «Как можно думать о себе? Ты же мать!», редко вырастают самостоятельные, самодостаточные люди, уважающие свои и чужие интересы и личное пространство.
Чуть позже многие родители начинают перекладывать ответственность за своих детей на учителей в школе. Наслышана о том, как часто сейчас звучат фразы: «Читать в школе научат» или «Это учителя не занимаются их воспитанием!» А если учителей обвиняют в присутствии ребёнка, какое уважение с его стороны может быть к педагогам?
Думаю, не стоит говорить о том, насколько поведение родителей становится своего рода шаблоном для ребёнка, хотя бы до определённого возраста, когда образцом для подражания становятся пользующиеся авторитетом сверстники. Если родители не грубят окружающим, не повышают голос и не используют в речи нецензурных выражений, для ребёнка это пусть подсознательно, но многое определяет.
Немаловажную роль в воспитании ребёнка, безусловно, играет отец. Мой папа, например, всегда говорил, что час, проведённый с отцом, даёт порой много больше, чем неделя, проведённой с матерью. Но и это не самое главное. В любой момент своей жизни ребёнок должен чувствовать, что есть тот, кто всегда защитит, чей взор неустанно следит за его безопасностью и кто не даст свернуть с правильного пути. Малыш вот сейчас как раз уполз к папе, чтобы ему внимать и что-то отвечать ему на своём, малышовом.
To sum up, так сказать, думаю, не стоит перекладывать ответственность за воспитание и развитие ребёнка сначала на садик, потом на школу. Не стоит также обесценивать время, которое ребёнок и родители проводят вместе, и помнить, что главное не то, находитесь ли вы безотрывно около своего ребёнка, а то, что вы даёте ему за то время, пока вы рядом.
Кстати, я как-то писала о том, каких событий в жизни сына я жду с особой радостью и что мечтаю предпринять с ним вместе, приглашаю почитать!
Поделитесь своими мыслями по поводу воспитания детей и тех сложностей, которые привносит в него современная жизнь!
С вами была Яна, мама в Интернете.
Думаю, родители должны подавать пример ребенку своим поведением, на личном примере показывать, как нужно разговаривать со взрослыми: бабушками, дедушками, другими людьми старшего поколения. И конечно, быть вежливыми и любящими по отношению друг к другу. В таких условиях ребенок ориентируется на правильную модель поведения и просто не может вырасти злым и грубым. Всё идёт из детства, из семьи.
Да, как говорится, сколько ребёнка ни воспитывай, а вести себя он всё равно будет по примеру родителей. И, считаю, важно, чтобы в семье учитывались интересы и родителей, и детей. Перегибы что в одну, что в другую сторону плохи, на мой взгляд.