Вот и наступил новый жизненный этап нашей семьи, которого мы так долго ждали! Что хочется сказать... Изумительно! Ещё бы, ведь мы учли столько деталей, что иначе и быть не может.
Ребёнок школу очень ждал: по сравнению с детским садом школа обещала существенно сократить время нахождения вне дома, где ждут любимые игрушки и игры с папой, — «Раз-раз, и уроки закончились».
И правда, занятия с родителями до школы окупились в плане снижения школьной нагрузки ребёнка, что для нас очень важно: дополнительные занятия по чтению, где учат читать, и математике наш умеющий читать с трёх лет и умножать с четырёх сын не посещает. Письменные буквы после того, как я летом прошла их все с Артуром, у него идут как по маслу (и правда получается красота!). Осталось поработать над красивыми письменными цифрами (стали идеальными за три дня наших небольших занятий с ребёнком на первых каникулах).
Семья
И мне тоже хотелось, чтобы Артур был в школе только до обеда, а остальное время мы могли проводить вместе. Ради этого был перестроен мамин жизненный график. В итоге в школьные будни мы проводим с сыном много времени, больше, чем когда он посещал детский сад: отправляемся в парки и на пикники, иногда ходим втроём в сауну с бассейном (деть очень полюбил и научился плавать), в кукольный театр, зовём в гости друзей и ходим к ним, а также очень много гуляем — порой по шесть раз в день!
Папа играет с Артуром в шахматы и стратегические сражения и учит его новым играм. Я занимаюсь с ребёнком развитием речи, географией, ежедневно — английским и чтением книг, домашних и из двух библиотек. И, конечно, мы обсуждаем с ребёнком всё, что подворачивается в тот или иной момент дня: от разных форм правления до колонизации Америки, о которой деть знает лет с трёх-четырёх. Ко множеству наших совместных занятий мы добавили новые — например, историю. Замечательный ребёнок ещё и маме успевает немного по дому помогать, что тоже важно для его полноценного воспитания.
Но главное: мы делаем упор на отдых и игры, самостоятельные и с нами, чтобы Артуру казалось, что они преобладают. Прошу быстренько сделать домашку, чтобы потом целый день отдыхать и играть. Даже на наши ежедневные занятия английским я порой мотивирую его тем же: занимаешься сейчас с мамой английским — будешь больше играть в следующем году, когда начнётся английский, пока все твои одноклассники будут ходить по репетиторам. Хотя это настолько вошло в привычный образ жизни, во многом благодаря занятиям с ребёнком на Дуолинго, что дополнительная мотивация требуется крайне редко.
Считаю, что в школе должна быть минимальная загруженность, чтобы оставалось больше времени на отдых, игры, кружки и занятия более узкой направленности (например, на тот же английский, который в жизни пригодится просто обязательно). Да и просто есть ощущение, что ребёнок находится, растёт и развивается в семье, под опекой и заботой родителей.
Подготовка к школе
К концу августа я всё больше свыкалась с мыслью, что сын уже школьник, и один день стал особенно знаменательным в этом отношении. На собрании в классе мы получили учебники, и сын так впечатлился, налистался их и наобсуждался с папой, что несколько раз отрепетировал свою песенку первоклассника, заданную ранее, а я чуть не прослезилась над словами «Первоклашки, всюду первоклашки, на ступеньках школы суета» (дедушка же теперь цитирует внуку другие слова из этой песни, про высшеклассность первоклассников). В тот же день мы установили огромный шикарный письменный стол для Артура с кучей шкафчиков-ящичков. Школа становилась всё ближе.
На первом общешкольном собрании я неожиданно для себя услышала от директора много правильных мыслей, что добавило ещё один плюс в копилку школы.
Начало учёбы
Первые несколько дней были для меня очень волнительными, но ребёнку я этого не показывала, радостно призывая его собираться в школу, и для него она стала увлекательным приключением с первых дней.
Самое главное, нам досталась наша замечательная и любимая учительница, к которой мы ходили на подготовку и на которую обратили внимание ещё на том этапе. Когда-то я прочитала верную мысль, что, отправляя ребёнка в первый класс, выбирать надо не школу, а учителя. Выбирали мы очень придирчиво, и она действительно оказалась лучшей! Любящая, добрая и в то же время опытная и строгая.
На второй неделе учительница приходила к нам в гости, как и ко всем остальным в классе. Впечатлилась, сколько всего Артур уже знает и умеет. И я вот впервые, наверно, подумала: и правда, это всё ведь не откуда-то взялось, это мы сами вложили. Эх, мало, мало хвалят нынче родителей! Наконец-то мы там, где ценят УМ, а не то, насколько примерно (нет) ребёнок на стульчике в саду посидел. А уж в чём в чём, а во всестороннем развитии мы сильны.
Читайте также: Учимся играя, или чему наш сын научился к 3,5 годам
Ещё одним преимуществом выбора школы в своём районе (спасибо мужу, что убедил меня, на эту тему мы дискутировали, когда сын ещё ползать учился) оказалось множество друзей и знакомых в параллели. Поэтому на 1 сентября сын спешил, чтобы скорее с ними увидеться. В школе Артуру всё очень нравится, в классе минимум 20 уже знакомых ребят, с друзьями из других классов тоже видится и на переменах, и на секции, и после уроков — на территории школы классные площадки! Кстати, на них Артур трогательно знакомится абсолютно со всеми малышами — братиками и сестричками, приходящими за старшими вместе с родителями.
На занятиях он умница, организованный, следит за своими вещами, успеваемость отличная, поначалу даже просил давать ему дополнительные тетрадки с заданиями, как на подготовке, так как успевал быстрее других, но со временем остальные ребята подхватили темп. Правда, немного жалуется, что на математике ему скучно, потому что он ничего нового не узнаёт, но со временем, уверена, и в этом предмете будет что-то новое для него и увлекательное. На дополнительные занятия мы его не оставляем, чтобы не нагружать, так как он и так и читает, и считает лучше всех. В четыре года, например, он перемножал миллионы и оперировал отрицательными числами, а в шесть лет запросто мог сложить в уме два трёхзначных числа.
Читайте также: Математические увлечения сына в 4 года
Научившись красиво выводить письменные цифры (мамино упущение: до школы довольствовалась печатными и не подумала о письменных цифрах), Артур с удовольствием стал сам писать целые строчки, восхищаться их красотой и важно оценивать каждую написанную цифру: «Пять, пять, четыре, эта не очень, пять, идеально, идеально!» Поначалу, конечно, были и ворчания, и недовольства, но я всегда говорила, что это естественно, все злятся поначалу, и мама с папой точно так же злились, когда учились писать, и у нас так же не сразу получалось, — и ребёнок сразу успокаивался.
С пройденными летом письменными буквами всё ещё проще и приятнее: вечером, делая домашнее задание, прибегает по очереди к нам показывать, что написал, дико вдохновлённый тем, как здорово у него закорючки получаются, что они красивее, чем в образце, и щебечет, сколько опыта (привет комп. играм) он приобретает.
Судя по тому, что к первым каникулам ребёнок от школы не устал совершенно, всё идёт как надо.
Кружки
Второго сентября Артур сам себя записал в секцию борьбы! Посетив сначала, с трудом уговорившись, презентации театрального и вокального кружков, сын поведал мне потом, что на музыке деревянные ложки, которыми ему нужно было играть, скрещивал как мечи, потому что он очень воинственный (подружка его вообще расплакалась от обиды, что ей предложили такое девчоночье дело, как вокал, и тоже записалась на борьбу). На самбо же на мамино «Мы подумаем», сын завопил: «Мы записываемся!!!» и теперь три раза в неделю ездит на занятия. Я рада, что занятия проходят в школе: так появляются хорошие ассоциации с помещением школы как с местом, где можно ещё и весело проводить время (впрочем, судя по всему, Артуру и без того всегда ооочень весело на переменах). Позже мы подумали, что Артур ведь сам себе создал эти занятия: до этого года их в школе не было.
Из-за наложившихся расписаний кружков йогу сын теперь посещает реже, но иногда всё же посещает и, пока я предупреждаю тренера на йоге о том, что он, возможно, устал после другой тренировки, сын начинает активно вытворять неслыханные трюки, так что маме остаётся только посмеяться и сказать, что вопрос снимается. Потом, после двух тренировок, ребёнок бодр, весел и готов играть в догонялки во дворе, впечатляя девчонок постарше своей скоростью, а маму — запасом энергии.
Ближе к концу октября в школе также открылся кружок шахмат. Сыну, с трёх лет ставящему мат опытным взрослым, мы предоставили самому решать, нужно ли ему это. Было забавно наблюдать, как человек сам раздумывал, принимая решение, и в итоге, к нашему удивлению, даже принёс в жертву любимые развлечения, выбрав кружок. Там ему приходится быть избирательным в выборе партнёра для игры, ведь даже с мальчиком, уже занимающимся какое-то время с тренером по шахматам индивидуально, Артуру играть оказалось очень легко и поэтому скучно: «Ему с тобой надо играть, мама» — совершенно без задней мысли выдал мне сын, давно оставивший надежду найти в матери достойного соперника по этой игре. Отдала мужу должное как «тренеру» нашего сына, а он сказал, что тут играет роль, скорее, количество часов игры, а их у Артура уже, наверное, тысячи!
Не сразу, но я осознала, что в итоге ребёнок выбрал те же секции, в которые ходил в школе муж. Ну что ж, пусть будут не мамины танцы-вокалы-театры!
Читайте также: Вопросы и откровения из жизни с ребёнком
Мамины будни
Рутина школьных будней быстро стала для меня приятной: утром Артюша сам бежит доставать из шкафа пиджак, выбирает рубашечку, а я каждый раз умиляюсь тому, как он выглядит в костюме.
Моё личное время теперь ограничено временем Артиного нахождения в школе, но его вполне хватает: я быстренько приезжаю домой, не тратя время на прогулку пешком. К обеду я забираю сына, мы много гуляем, в том числе с его друзьями, после я отвожу его на самбо, мы снова гуляем, а после сделанного домашнего задания есть достаточно времени для чтения детских книг и совместного досуга.
Что, пожалуй, вызывает наибольший восторг в новом ритме жизни, так это то, что после уютного совместного чтения книг на ночь в 10 вечера для Артура и для меня (ура-ура!) уже выключается свет! Мне кажется, я никогда ещё не чувствовала себя лучше! Наконец-то нет необходимости подстраиваться под никому не нужный уже в таком возрасте дневной сон в детском саду (сыну настолько хватало дома ночного сна, что его приходилось сокращать, чтобы он спал в саду)!
Будни ребёнка
Для Артура его школьная жизнь не менее приятна: даже утром он успевает поиграть дома, потом надевает костюмчик (я таю) и спешит в школу, радуясь тому, что она не до вечера. По пути в школу перечисляем, что хорошего его там сегодня ждёт, — первым делом, конечно, друзья и еда. Особенно обожает физкультуру (и просит заменить урок музыки на несколько физкультур). Как-то раз в начале сентября сказал, что слегка устал бежать три круга на уроке и поэтому теперь будет много бегать каждый день, чтобы натренироваться. Другие занятия ему тоже нравятся, очень радуется, что всё понимает. Сказала ему перед другими не хвалиться, но перед мамой-то всегда можно — рассказывает мне, как у него всё быстрее и лучше всех получается.
Артур только к концу сентября поведал, что, когда был в саду, немного побаивался, что в первом классе будет трудно. Но, говорит, оказалось, что почти все задания лёгкие, «точнее, все». Рассказала ему, что у него первое место было по тестам на готовность к школе и в саду, и в подготовительной группе. Наше чудушко то ли не знал, то ли забыл.
Сын новым статусом явно гордится. Подъезжаем после школы к магазину:
— Сними рюкзак, зачем он тебе сейчас?
— Чтобы привлекать внимание.
— К чему?
— Что я первоклассник.
Прочие приятности
Коллектив родителей, что для меня тоже немаловажно, подобрался просто отличный — и на это я тоже настраивалась. У многих дети не первые, так что нет лишних беспокойств и суеты. Да и вообще это самый спокойный родительский чат на моей памяти.
Случайно подслушав разговор других мам, я узнала, что наш «В» — самый сильный класс, а буквы так распределили для конспирации. Приятно, что и говорить.
Приятным сюрпризом стали и незнакомые мне ранее триместры в школе. Они ещё делятся пополам, в итоге после каждых пяти недель учёбы (которые проносятся молниеносно для родителей и за которые ребёнку сложнее устать, чем за четверть) следует неделя каникул. Красота!
Уверена, что школьная жизнь может приносить только положительные эмоции — при правильном настрое родителей, который они транслируют своему ребёнку. Формулируем, формулируем и формулируем, что и как именно должно быть, чтобы потом получать удовольствие от своего осознанного творения.
Читайте также: Итоги 2023 года
С вами была Яна, мама в Интернете.