Все знают, что в придаточных спрягаемая часть сказуемого (das finite Verb) стоит в конце, и предложения типа Ich weiß, dass er heute etwas später kommt или Er hat noch nicht gesagt, ob er uns helfen kann ни у кого вопросов не вызывают. Иногда, однако, попадаются придаточные, в которых глаголов не два, а три или даже четыре, и спрягаемая часть сказуемого в таких предложениях идёт вовсе не в конец: Er weiß, dass ich das nicht habe machen können. Да ещё и другие варианты возможны! Будем разбираться.
Во-первых, речь у нас пойдёт только о предложениях в Перфекте и Плюсквамперфекте и Konjunktiv II с haben. Если ваше предложение к таковым не относится (например, образует форму с sein или вообще стоит в другой временной форме), можете выдохнуть: всё с ним будет нормально, когда оно станет придаточным.
Обычный порядок слов в придаточных
Для начала разберёмся, в каких случаях порядок слов в придаточных обычный, т.е. глагол, в главном предложении стоявший бы на втором месте, идёт в конец, как ему и положено. Если хочется сразу приступить к ненормальностям, то вам ниже.
1) Всё и всегда нормально в предложениях с двумя глаголами: haben или sein и одним глаголом в Partizip II (это могут быть Перфект, Плюсквамперфект и Konjunktiv II). Для простоты образования придаточных здесь и далее в примерах будем брать вездесущего er, который всё-всё знает.
Er weiß, dass ich das Buch nicht gelesen habe.
Er weiß, dass ich heute nicht Fahrrad gefahren bin.
Er wusste, dass ich oft gereist war.
Er weiß, dass du so etwas nie gemacht hättest.
2) Всё по-прежнему нормально в придаточных предложениях с тремя глаголами, в числе которых один haben или sein, один инфинитив и один глагол в Partizip II:
Ich habe gestern nicht tanzen gelernt. —> Er weiß, dass ich gestern nicht tanzen gelernt habe.
Ich bin heute nicht spazieren gegangen. —> Er weiß, dass ich heute nicht spazieren gegangen bin.
Ich bin nicht stehen geblieben. —> Er weiß, dass ich nicht stehen geblieben bin.
Совет по обращению с большим количеством глаголов
Если вы порой не только в Nebensatz путаетесь с тем, какой глагол куда ставить, если их много, советую действовать последовательно, меняя форму и наращивая количество глаголов постепенно, где в каждом следующем предложении глагол со второго места пойдёт в конец:
Ich tanze. —> Ich lerne tanzen. —> Ich habe tanzen gelernt. —> Er weiß, dass ich tanzen gelernt habe.
Ich schwimme heute. —> Ich gehe heute schwimmen. —> Ich will heute schwimmen gehen. —> Er weiß, dass ich heute schwimmen gehen will.
Ich stehe. —> Ich bleibe stehen. —> Ich bin stehen geblieben. —> Er weiß, dass ich stehen geblieben bin.
Ich mache das nicht. —> Ich kann das nicht machen. —> Ich habe das nicht machen können. —> (тут привычная нам система даёт сбой и глагол идёт не туда) Er weiß, dass ich das nicht habe machen können.
Необычный порядок слов в придаточных
А теперь рассмотрим предложения, с порядком слов у которых в придаточных творится что-то странное. Если кратко, это все предложения, в которых два и более инфинитива с haben: речь о Перфекте, Плюсквамперфекте и Konjunktiv II — почему и в каких случаях в них может быть два и более глагола в инфинитиве вместо привычного Partizip II, можно узнать здесь. Мы же разберём примеры:
Ich habe das Fahrrad nicht reparieren lassen. —> Er weiß, dass ich das Fahrrad nicht habe reparieren lassen.
Да-да, вам не показалось: глагол со второго места ушёл не в конец, а встал перед инфинитивами (которые, кстати, своего порядка не изменили, что важно)! Я сразу беру предложения с отрицанием, чтобы вы знали, куда ставить nicht. Это стандартный порядок слов для подобных предложений.
Есть и менее общепринятый, разговорный, порядок слов, где спрягаемый глагол встаёт перед последним инфинитивом и в котором, конечно, на чём-то делается акцент, а именно на смысловом глаголе, в данном случае на глаголе lesen:
Ich habe gestern nicht lesen können. —> Er weiß, dass ich gestern nicht lesen habe können.
Ещё менее распространённый вариант — тот, который первым пришёл бы нам в голову, но он, к сожалению, неправильный и супер разговорный, поэтому я даже не буду выделять в нём жирным спрягаемый глагол, чтобы неправильный вариант не запомнился:
Ich habe gestern nicht lesen können. —> Er weiß, dass ich gestern nicht lesen können habe.
Больше примеров с правильным, но таким необычным порядком слов:
Ich habe das nicht machen können. —> Er weiß, dass ich das nicht habe machen können.
Ich habe das Kind nicht singen hören. —> Er weiß, dass ich das Kind nicht habe singen hören.
Ich habe gestern nicht lesen können. —> Er weiß, dass ich gestern nicht habe lesen können.
Ich hatte gestern nicht spazieren gehen dürfen. —> Er weiß, dass ich gestern nicht hatte spazieren gehen dürfen.
Ich hätte die Hausaufgaben nicht machen müssen (wenn mich meine Mutter nicht gezwungen hätte). —> Er weiß, dass ich die Hausaufgaben nicht hätte machen müssen.
Четыре глагола в придаточном
Сюда же относятся и предложения с четырьмя глаголами: haben и тремя инфинитивами:
Ich habe gestern nicht schwimmen gehen wollen. —> Er weiß, dass ich gestern nicht habe schwimmen gehen wollen.
Разговорный порядок слов будет выглядеть так:
Ich habe gestern nicht schwimmen gehen wollen. —> Er weiß, dass ich gestern nicht schwimmen gehen habe wollen.
Ещё несколько примеров из литературы, в частности, из Ремарка, которого я сейчас читаю:
Ich hörte mich sprechen, aber es war, als wäre ich es nicht mehr, als spräche jetzt ein anderer, einer, der ich hätte sein mögen.
..., obschon er die zerrissene Zeitungen hatte bezahlen müssen.
Wenn Sie vielleicht auch noch an einen Topf hätten denken können...
Beim Lesen schleicht sich vielleicht eine Formulierung ein, die besonders präzise etwas beschreibt, was wir selbst nicht hätten benennen können.
Можно заметить следующее: как только из предложения в Перфект, Плюсквамперфект или Konjunktiv II изчезает Partizip II, сменяясь инфинитивом, жди беды, то есть, забудь всё, чему тебя учили, и строй придаточное по-другому!
На этом, кажется, всё. Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях!
С вами была Яна, мама в Интернете.